Время прочтения ~ 8 минут
Уход за тяжело больным человеком сложен физически и морально. Люди, которые не могут вставать, обслуживать себя, бывают раздражительными, плаксивыми, агрессивными. Тем не менее, родственнику или сиделке важно знать психологию общения с больными. От регулярной коммуникации зависит самочувствие пациента, его мотивация к выздоровлению. Отсутствие теплого неформального общения влечет за собой серьезные психоэмоциональные проблемы вплоть до невроза, депрессии, суицидальных мыслей. Расскажем, как общаться с больным, чтобы создать благоприятный фон для выздоровления или облегчить последние дни умирающего человека.
У тяжелобольных пациентов социальные контакты сильно ограничены. Они взаимодействуют только с сиделкой, социальным работником, врачом. Одиночество – причина эмоционального выгорания, проблем с психикой. Приведем причины, по которым важна правильная регулярная коммуникация:
Когда вы взаимодействуете с лежачим пациентом, важно придерживаться определенной этики общения с больным, быть внимательными, заботливыми, тактичными. Приведем принципы такого социального взаимодействия.
Искренне интересуйтесь его рассказами, эмоциями. Тяжелые пациенты нередко чувствуют себя менее значимыми, вычеркнутыми из общества. Покажите человеку, что вам важно его мнение, вы слышите его. Если больной может говорить, слушайте и не перебивайте его. Не забывайте о тактильном контакте. Достаточно легкого прикосновения к руке, поглаживания по волосам, чтобы больной почувствовал себя нужным.
Пациенты могут испытывать боль, находиться в подавленном состоянии. Если человек выглядит уставшим, приостановите беседу, предложите продолжить ее в следующий раз.
Долгие разговоры могут быть утомительными. Иногда достаточно 5-10 минут беседы несколько раз в день, чтобы поддерживать хорошее настроение. Умейте чувствовать эмоциональный фон пациента. Иногда важно помолчать и просто побыть рядом.
Общение должно отвлекать пациента от мрачных мыслей (их у него и так достаточно). Не говорите о сложностях выздоровления, тяготах лечения. При этом будьте естественными. Излишняя жизнерадостность выглядит фальшиво. Не заставляйте человека улыбаться, смеяться, если он не хочет этого.
Тяжело больной человек может быть эмоционально нестабильным, капризным, обидчивым. Проявите эмпатию, ведь ему сейчас нелегко. Не принимайте резкие слова на свой счет. Будьте сдержанными. Иногда лучше ничего не говорить, а просто обнять больного.
Для тяжелобольных людей важен привычный распорядок дня. Стресс, непредвиденные ситуации, нарушение режима сна и отдыха негативно влияет на их настроение. Если больной привык выпивать чай по утрам, заваривайте его каждый день в одно и то же время. Читайте человеку по несколько глав из книги перед сном, если это успокаивает его.
Уход за больным – серьезное испытание для родственников. Здоровые люди тоже могут грустить, испытывать тревогу, подавленность. Постарайтесь не показывать свои негативные эмоции пациенту. Если вы переживаете, беспокоитесь, это обязательно передастся ему. Некоторые родственники не могут ухаживать за близким человеком, так как для них это эмоционально тяжело. В этом случае лучше доверить уход профессиональной сиделке, у которой есть навыки общения с лежачими пациентами.
Чтобы разговор был интересным для лежачего больного, подумайте, что он хотел бы услышать. Многие пациенты чувствуют себя изолированными от социума, им хотелось бы быть более информированными. Лучший способ поддержать связь с окружающим миром – рассказывать новости из жизни семьи, друзей, знакомых. Поделитесь, что устроились на новую работу, похвастайтесь хорошими оценками сына в школе.
Чаще говорите о повседневных делах. Покупка продуктов, ужин в ресторане, прогулка в парке – все это может заинтересовать больного. Если в семье произошли важные события (радостные или печальные), обязательно расскажите о них пациенту. Помните, что даже в тяжелом состоянии он все еще часть вашей семьи.
Не у всех лежачих пациентов есть доступ в Интернет. Они могут интересоваться последними новостями из мира политики, экономики (особенно, когда интеллектуальные способности сохранены). Иногда больному сложно слушать долгие новости, сообщения, наполненные терминами, цифрами. В этом случае нужно упростить информацию, сделать новость более короткой.
С близким родственником можно делиться личными историями, трогательными воспоминаниями. Вспомните, как вы отмечаете семейные праздники, вместе гуляете по парку. Важно: не делитесь воспоминаниям, если они болезненны для пациента. Попросите человека рассказать об его молодости, учебе, профессиональной деятельности. Попытки вспомнить события прошлого активизируют когнитивную функцию. Особенно важно это для пожилых пациентов.
Обсуждайте планы на будущее. Они не обязательно должны быть глобальными. Расскажите, что вы хотите приготовить на праздничный ужин, на какую крупную покупку собираете деньги. Можно обсудить просмотр нового фильма, поход в магазин за одеждой. Если у человека есть все шансы на выздоровление, спросите об его желаниях, мечтах. Пусть он поделится, что бы хотел сделать, когда встанет с постели.
Универсальный разговор – обсуждение погоды за окном, природы, домашних животных. Такие беседы можно вести даже с неблизким человеком. Попросите рассказать о котенке, который живет в квартире. Если у вас есть питомец, покажите его фотографии, забавные видео с телефона. Пожалуйтесь на гололед или откройте шторы, чтобы впустить в комнату солнечные лучи.
Приведем вопросы, которые можно задать больному:
Этика общения с умирающим больным более сложная. Есть перечень тем, которые обсуждать нельзя. Некоторые воспоминания слишком болезненны, а вопросы – бестактные.
В общении с тяжелобольным пациентом нельзя быть раздражительным, указывать на недостатки, физические увечья. Не вините человека в его болезни. Даже если он не придерживался здорового образа жизни, был неосторожным, это не повод для упреков.
Шагаев Александр Александрович,
Директор
Вы можете связаться с нами по адресу нашей электронной почты:
Наш адрес:
Уфимское ш., 33/4, Уфа, Респ. Башкортостан, 450104