Прием звонков с 8.00 до 22.00 в будние и выходные дни!

Прием звонков с 8.00 до 22.00 в будние и выходные дни!

Психологическая помощь детям-инвалидам

Время прочтения ~ 8 минут

Во время беременности будущие родители часто планируют воспитание, а также образование ещё не родившегося ребёнка. Если на свет появляется малыш с особенностями, расстройством психики и другими патологиями, семья испытывает стресс и нередко не знает, что делать. Они нуждаются в помощи специалистов, так как важно осознать ситуацию и подготовиться к возможным трудностям.

Содержание:

  1. Понятие “Ребенок-инвалид”
  2. Стадии осознания ситуации
  3. Самые большие психологические трудности
  4. Гармонизация внутрисемейных отношений
  5. Рекомендации родителям детей с ОВЗ
  6. Выводы

Понятие “Ребенок-инвалид”

Под этим термином подразумевают дети с ограниченными возможностями здоровья «ОВЗ», имеющие разную степень инвалидности. Понятие «ребёнок-инвалид» условно подразделяют на 2 группы. К первой относят тех малышей, у которых врождённые нарушение разных сенсорных органов, физические проблемы, умственная отсталость. При этом специалисты считают, что у таких малышей есть творческий потенциал, они могут быть талантливыми. Важно позаботиться об адаптации ребёнка и о том, чтобы его личность гармонично развивалась.

Ещё одна группа детей – это те, которые получили инвалидность из-за продолжительного заболевания. Они тоже нуждаются в развитии и воспитании, а также в медицинской помощи.

При этом в целом к детям-инвалидам относят лиц в возрасте до 18 лет, которым была официально присвоена инвалидность. Они нуждаются в социальной защите, в том числе в абилитации и реабилитации. Присутствуют ограничения жизнедеятельности, например, человек полностью или частично утратил способность к самообслуживанию. Некоторые не могут ориентироваться в пространстве, поддерживать контакт с другими, самостоятельно перемещаться. Присутствует стойкое нарушение функций организма, которое связано с патологиями из-за врождённых дефектов, перенесённых заболеваний или полученных травм.

Инвалидность могут присвоить на разный срок, например, на 1 или 2 года, либо на более продолжительный период. При этом в поддержке нуждается не только несовершеннолетний, но и его родители. Им поначалу сложно принять тот факт, что родился ребёнок с ОВЗ. Обычно трудно понять, как действовать дальше, чем можно помочь малышу, как заниматься его воспитанием и т. д. Психологическая помощь родителям детей-инвалидов считается необходимостью. Тогда будет значительно проще принять тот факт, что на свет появился малыш с некоторыми особенностями. Также мамы и папы чувствуют, что они не одни, и им готовы оказать помощь специалисты.

Стадии осознания ситуации

Родители «проблемных» детей думают, что они одиноки в своих переживаниях. Они смотрят на своих родственников и знакомых, видят, что у тех здоровые малыши. При этом сами сталкиваются с такими трудностями, к которым не готовились. Конечно же, никто не ожидает, что придётся столкнуться с подобной проблемой. Чаще всего процесс принятия того факта, что у ребёнка инвалидность, проходит в несколько стадий.

Первая из них – это отрицание. Сначала молодые родители сложно поверить, что это действительно произошло. Они могут отрицать наличие диагноза, искать других врачей, чтобы опровергнуть диагноз. Некоторые даже хотят отказаться от препаратов, так как думают, что они справятся без них.

Окружающие могут посчитать странным, что такие семьи не хотят признавать очевидное. Хотя на самом деле не сразу приходит осознание, что придётся отказаться от мечты, своих ожиданий по поводу будущего ребёнка. Это особенно трудно, если ранее семья не сталкивалась с проблемой инвалидности.

Именно отрицание считается защитной реакцией на травмирующее событие. Психика старается смягчить удар и уберечь сознание, которое ещё не готово принять подобные сведения. Родители надеются на то, что после курса терапии ребёнок станет здоровым. На данной стадии осознания ситуации не стоит пытаться переубедить людей и давить на них. Важно проявить терпение, потому что мамы и папы ещё не готовы к значительному объёму информации о диагнозе и прогнозе. При этом важно, чтобы люди не оставались в данной фазе слишком долго.

Следующей стадией считается сделка. В данной ситуации люди стараются будто бы договориться с судьбой. Они хотят что-то сделать, чтобы диагноз стал другим. Родители могут начать посвящать себя благотворительности, становиться религиозными. Люди словно стараются заслужить чудо.

После этого наступает другая стадия – депрессия. Люди осознают, что ничего сделать нельзя, и диагноз останется навсегда. Они думают, что бороться бессмысленно, и чуда не произойдёт. Нередко опускаются руки, а также исчезает смысл существования. Появляется апатия из-за того, что ребёнок никогда не будет полностью здоровым. Такая стадия может затянуться на месяцы и даже годы, и в этот период очень важна поддержка от близких и от врачей. Мамам и папам «особенных» детей важно осознавать, что они не одиноки.

Тут важно рассмотреть перспективы как для ребёнка, так и для себя. Нужно научиться ставить перед собой цели. Важно осознавать, что депрессия пройдёт, и потом действительно получится вернуться к нормальной жизни. Диагноз малыша не считается приговором, и его наличие не означает, что придётся отказываться от мечты. Жизнь всё равно продолжается.

После депрессии нередко наступает ещё одна стадия – гнев. Семья начинает злиться и задаваться вопросом, почему всё это произошло. Они могут винить своего партнёра, знакомых, Бога и т. д. Мамы и папы пытаются найти того, кто за это несёт ответственность, чтобы затем наказать их. В такой момент у них нет ни времени, ни душевных сил заниматься малышом.

Даже родственники могут раздражать тем, что не помогают или чрезмерно опекают. Может казаться, что врачи слишком бесчувственные. Возникает гнев из-за плохих прогнозов, а также люди злятся на себя. Они могут заниматься самобичеванием, и им не стоит держать всё в себе. Нужна психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами.

В результате родителям важно прийти к осознанию сложившейся ситуации и приспособиться к социальным условиям жизни. При этом самостоятельно бывает тяжело добиться этого результата. Некоторые начинают отгораживаться от друзей, близких и знакомых. Они стремятся к тому, чтобы пережить горе в одиночестве. Конечно, жизнь с ребёнком-инвалидом тяжёлая, но есть наиболее трудные моменты в психологическом плане. Их следует подробнее рассмотреть, чтобы лучше понимать особенности.

Самые большие психологические трудности

Первая сложность, с которой приходится столкнуться семье – это выявления медицинскими специалистами факта нарушения развития малыша. В этот момент мамы и папы сталкиваются со страхами и неуверенностью в том, что они справятся с воспитанием ребёнка-инвалида. Они ощущают безысходность, в целом становится трудно принять данную ситуацию.

Следующие проблемы варьируется в зависимости от возраста ребенка:

  1. Старший дошкольный возраст – около 6 лет. Мамы и папы начинают переживать из-за того, что малышу станет тяжело учиться в обычной школе. Они в целом начинают волноваться из-за образования.
  2. Подростковый период – примерно 14 лет. В этот момент ребёнок осознаёт наличие инвалидности у себя. Ему нередко тяжело общаться со сверстниками, особенность с представителями другого пола. У родителей возникают опасения по поводу его будущего.
  3. Старший школьный возраст – 17 лет. Мам и пап беспокоит, сможет ли «особенный» ребёнок получить профессию, устроиться работать. Тут многое зависит от тяжести диагноза, а также от прогнозов.

При этом не все семьи проходят через каждый шаг. Некоторые «останавливаются» на кризисе старшего дошкольного возраста. Когда у ребёнка тяжёлое заболевание, например, сложная форма ДЦП, глубокая умственная отсталость, то он не может получить образование. Тогда родители его всё время будут считать «маленьким», и вопросов о получении профессии не возникает.

Часто также требуется социально-психологическая помощь ребёнку-инвалиду, потому что ему бывает непросто социализироваться, начать учиться, а потом и работать. С ним должны работать специалисты, так как без этого будет сложно адаптироваться в обществе и в целом наладить свою жизнь. С семьёй должны работать педагоги психологи, социальные работники. Им важно понимать особенности разных кризисных моментов и уметь их определять, чтобы вовремя оказать помощь.

Гармонизация внутрисемейных отношений

Чтобы семья была крепкой и дружной, важно позаботиться о гармонизации отношений. Для этого нужно вместе радоваться жизни, стараться мыслить позитивно и фиксировать внимание на положительных моментах. Супругам стоит подбадривать друг друга, а также понимать, что с установками и желаниями друг друга важно считаться. Запросы есть у каждого, и их нельзя игнорировать.

Трудности следует преодолевать совместно, а не перекладывать ответственность на партнёра. Если один человек занимает позицию ребёнка или проявляет агрессию при отказе супруга самостоятельно решить совместный вопрос, это приведёт к разрыву отношений.

При этом нужно терпимо относиться к недостаткам друг друга, не нарушать личные границы. В случае, когда семья воспитывает ребёнка-инвалида, нужно заниматься его развитием и реабилитацией совместно. Это задача не только матери или отца, а двух взрослых людей. При таком подходе к делу будет проще справляться с трудностями, которые неминуемо возникнут на пути.

Также не нужно бояться обращаться к специалистам, например, к психологу или психотерапевту. Людям бывает сложно самостоятельно справиться с эмоциями и негативными мыслями, принять травмирующий факт. В поддержке нуждается не только ребёнок-инвалид, но ещё и мама, папа, близкие родственники. Им стоит позаботиться о себе, чтобы потом успешно заниматься малышом.

Рекомендации родителям детей с ОВЗ

Сейчас родителям «особенных» детей можно дать разные советы, которые помогут принять ситуацию и помочь несовершеннолетнему в развитии, адаптации в обществе. Следует прислушаться к советам специалистов, чтобы не допускать распространённые ошибки.

  • Не нужно жалеть малыша из-за того, что он отличается от здоровых детей.
  • Важно окружить ребёнка вниманием и любовью, но также помнить, что есть и другие члены семьи, которые тоже требуют заботы.
  • Стоит организовать быт так, чтобы не возникало ощущение жертвенности. Не следует отказываться от личной жизни, забывать обо всех своих потребностях.
  • Не нужно постоянно ограждать ребёнка от обязанностей. Следует привлекать его к делам по возможности, если они ему по силу.
  • Важно создать атмосферу доброжелательности, а также позаботиться о том, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности.
  • Следует ориентироваться на сохранённые навыки и качества личности, использовать их для коррекции.
  • Позаботиться об обучении навыкам самообслуживания, научить наследника отстаивать своё мнение.
  • Полезно позволять ребёнку самостоятельно принимать решения, совершать некоторые действия.
  • Не нужно бояться отказать «особенным» детям в просьбе, если кажется, что она чрезмерная.
  • Если ребёнок хочет общаться со сверстниками, то следует ему это позволить.
  • Рекомендовано почаще говорить с наследником. Ни компьютер, ни TV, ни смартфон не заменят живое общение.
  • Постарайтесь приглашать друзей и знакомых в гости, не нужно их сторониться.
  • Следует чаще пользоваться советами психологов и педагогов, чтобы помочь малышу в адаптации.
  • Можно попробовать наладить контакт с другими семьям, где тоже есть «особенные» дети. Нужно постараться передать свой опыт, а также перенять что-то полезное у других.
  • Не следует забывать о том, что однажды ребёнок станет взрослым, и он захочет начать самостоятельную жизнь. Это актуально для тех детей, у которых не утрачена способность к самообслуживанию.
  • Не нужно себя винить в том, что родился малыш с ОВЗ. С этим действительно ничего нельзя было сделать.
  • Следует читать соответствующую литературу, чтобы лучше понимать особенности ситуации.
  • Не следует отказываться от ухода за собой. Для ребёнка важно гордиться своими родителями.

В большинстве случаев при правильном воспитании и успешной реабилитации, адаптации действительно получится добиться результатов. Малышу с ОВЗ можно помочь, а также повысить качество жизни. Для этого важно придерживаться определённых рекомендаций, посещать медицинских специалистов и не отказываться от помощи.

Выводы

Важно не смотреть на ребёнка как на маленького и беспомощного, а также нельзя его излишне опекать. Не нужно делать за него те вещи, с которыми он справится самостоятельно. Гиперопека способна навредить детям-инвалидам. Нужно приучать его выполнять обязанности по дому, ухаживать за собой. Это позволит стать более самостоятельным, что важно для будущей жизни. Следует помогать в сложных ситуациях и не забывать о домашних занятиях. Также родителям важно своевременно консультироваться с врачами и лечить ребёнка, чтобы добиваться наилучших результатов. Подобный подход к делу позволит избавить себя от депрессии и апатии и при этом помочь малышу социализироваться, а также обучиться навыкам самообслуживания.

Автор статьи

Шагаев Александр Александрович,
Директор

Пожалуйста, подтвердите, что вы человек