Прием звонков с 8.00 до 22.00 в будние и выходные дни!

Прием звонков с 8.00 до 22.00 в будние и выходные дни!

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Время прочтения ~ 8 минут

Изоляция ребенка с ограниченными возможностями здоровья недопустима, т.к. это приведет к тому, что он не сможет вести нормальную взрослую жизнь. Дети с ОВЗ могут посещать инклюзивные группы в детских садах, разные кружки и курсы, учиться по индивидуальному плану в общеобразовательных школах, а также в ВУЗах. При правильной социализации ребенок с ОВЗ может без ограничений общаться со здоровыми сверстниками, выстраивать нормальные отношения, реализовать свой творческий потенциал.

Содержание

  1. Важность адаптации
  2. Уровни адаптации
  3. Задачи адаптации
  4. Методы и подходы адаптации
  5. Рекомендации
  6. Заключение

Важность адаптации

В норме дети с раннего возраста сначала учатся взаимодействовать с членами семьи, а затем и с посторонними людьми. Навыки коммуникации не являются врожденными, т.к. по мере взросления ребенок должен понять, как эффективно общаться, приобрести опыт дружбы со сверстниками, работы в команде и т.д. Общение – важное условие гармоничного психического и психологического развития.

Дети с нарушением слуха, зрения, работы опорно-двигательного аппарата, задержкой психического или умственного развития часто с раннего возраста имеют проблемы с социализацией, а также с получением образования. Это связано с недостаточно адаптированной средой и отсутствием условий на детских площадках, образовательных учреждениях.

Кроме того, родители часто стараются оградить своего ребенка, имеющего проблемы со здоровьем, от общения со сверстниками, которые могут быть жестоки, особенно в подростковом возрасте. Такой подход ошибочен и приводит к тому, что дети по мере взросления все острее начинают чувствовать одиночество, акцентировать внимание на имеющихся у них особенностях здоровья. Пошаговая социализация ребенка с ОВЗ способствует:

  • приобретению навыков общения;
  • получению нового опыта/знаний;
  • освоению норм поведения;
  • установлению прочных дружеских и других социальных связей;
  • освоению навыков самообслуживания.

В процессе общения дети получают опыт разрешения конфликтных ситуаций и учатся отстаивать свою точку зрения. Кроме того, социализация необходима для появления новых интересов, в т.ч. творческих. Дети делятся своими знаниями, опытом, переживаниями, информацией. Благодаря этому, общаясь, ребенок с ОВЗ может заинтересоваться новой для себя сферой знаний.

При помощи правильно выстроенной работы по социальной адаптации дети с ОВЗ учатся принимать и жить со своими особенностями, не отождествляя себя с имеющимися проблемами, приобретают опыт общения со здоровыми сверстниками, а также навыки, необходимые для нормальной, максимально самостоятельной жизни в социуме.

Социальная адаптация не ограничивается исключительно общением с взрослыми и сверстниками. Это комплексная работа, которая требует привлечения разных специалистов. Так, психолог поможет преодолеть внутренние противоречия, вызывающие трудности в общении, а также избавиться от страхов, сомнений, чувства неполноценности, подскажет пути разрешения конфликтных ситуаций и налаживания контактов. Дефектолог поможет сгладить имеющиеся недостатки, вызванные проблемами со здоровьем. С логопедом  можно проработать  произношение    слов, улучшить качество  речи.

Главной задачей социальной адаптации выступает создание условий для гармоничного развития ребенка с ОВЗ, а также приобретения им субъектности. В результате взрослый человек, имеющий физические, психические и умственные особенности, которые не могут быть скорректированы, должен уметь выполнять все базовые социальные функции и действия, не прилагая для этого значимых усилий.

Уровни адаптации

Процесс социальной адаптации достаточно сложен и включает ряд уровней, которые ребенок с ОВЗ должен пройти, чтобы приобрести навыки общения, самообслуживания и взаимодействия с социумом. Основными считаются следующие уровни:

  1. Структурный. Этот уровень предполагает помощь ребенку в освоении норм поведения в обществе. Детям с ОВЗ прививают дисциплинированность при посещении детских садов, школ, кружков. Упор делается и на развитие коммуникативных навыков. Общение должно выстраиваться как с детьми, имеющими особенности, так и здоровыми сверстниками.
  2. Морально-нравственный (ценностный). Адаптация детей инвалидов требует работы над оценочным аппаратом. Ребенок должен научиться давать собственную оценку происходящим событиям, причем как в его собственной жизни, так и мире. Благодаря этому, ребенок учится понимать, что хорошо, а что плохо, а также как правильно реагировать на те или иные события или чужое мнение.
  3. Учебный. В зависимости от рекомендаций врачей и психологов дети с ОВЗ могут посещать как коррекционные классы, так и учиться наравне со сверстниками. Этот уровень предполагает адаптацию ребенка к учебному процессу. В процессе дети учатся планировать и выполнять свои учебные задачи, причем сначала с посторонней помощью, а затем самостоятельно.
  4. Личностное развитие. Социальная адаптация детей с ОВЗ предполагает работу, направленную на их становление как самостоятельных личностей, способных брать на себя ответственность за свою жизнь и решение социальных проблем.
  5. Духовное развитие. Этот уровень предполагает прививание ребенку социокультурных ценностей. Дети с ОВЗ должны знать историю, традиции и культурные особенности среды, в которой будут жить. Кроме того, важным аспектом духовного развития выступают занятия, направленные на раскрытие творческих способностей и потенциала ребенка.

Задачи адаптации

Социальная адаптация детей с ОВЗ предполагает решение задач для нивелирования имеющихся особенностей и недостатков, возникших из-за проблем со здоровьем, для  достижения успеха в коммуникации, освоении учебного материала, а также профессиональных навыков. Требуется комплексная и непрерывная работа для достижения нужного результата. Все задачи адаптации можно разделить на:

  • естественно-культурные;
  • социально-культурные;
  • ценностно-смысловые;
  • социально психологические.

В рамках решения естественно-культурных задач проходит знакомство детей с ОВЗ со строением организма здорового человека, а также имеющимися ограничениями. Это крайне важно, т.к. часто ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, ошибочно полагает, что сверстники и взрослые не могут уставать, не нуждаются в поддержке, понимании и т.д.

Кроме того, ребенку требуется создание условий для физического развития и улучшения координации движений при необходимости за счет двигательной и силовой активности. В рамках решения естественно-культурных задач усилия педагогов и родителей должны быть направлены на выработку привычек, связанных с самообслуживанием, соблюдением режима отдыха и работы, поддержания здоровья.

В рамках решения социокультурных задач у ребенка формируется мотивация к учебной и познавательной деятельности. Усилия направляются на развитие внимания, памяти, речи, логического мышления. При решении социально-культурных задач ребенка приучают к правильной оценке его способностей и умений. В детях с ОВЗ воспитывается чувство уверенности в их возможностях. Кроме того, ребенку должна быть оказана помощь в освоении теоретических знаний.

В рамках решения ценностно-смысловых задач у детей формируется толерантное отношение к другим людям, а также оказывается помощь в поиске смысловых ориентиров и выработки адекватной жизненной позиции.

 В рамках решения социально-психологических задач детей обучают правильно расставлять приоритеты и решать личностно-значимые проблемы. Оказывается помощь в налаживании взаимоотношений в коллективе ровесников, самосознании, самоутверждении, а также формировании здоровой самооценки и уважения к себе.

Методы и подходы адаптации

Образование и реабилитация детей с ОВЗ должна быть непрерывной и комплексной. Методы и подходы адаптации подбираются с учетом имеющихся у ребенка особенностей здоровья. Используют сочетание таких методов адаптации, как:

  • инклюзивное образование;
  • предметно-практическая деятельность;
  • трудовая активность;
  • творческая деятельность;
  • участие в спортивной активности.

Главная роль отводится инклюзивному образованию. Используются особые методики обучения, задействуется специальное оборудование и удобные учебные помещения. В рамках социальной адаптации дети с ОВЗ во время обучения общаются и взаимодействуют со здоровыми.

Предметно-практическая деятельность предполагает знакомство с разными предметами и материалами, а также выработку навыков продуктивной деятельности и работы в команде. Трудовая активность способствует приобретению навыков, которые помогут ребенку стать более самостоятельным в быту.

Для развития творческого потенциала рекомендовано занятие изобразительно-прикладными видами искусства, игры в коллективе, участие в разных кружках, в т.ч. танцевальных, театральных и т.д. Даже если у ребенка есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, ему необходимо участие в спортивной активности. Она способствует физическому развитию ребенка и появлению уверенности в своих силах.

Рекомендации

Чтобы эффективно социализировать ребенка с ОВЗ, необходимо:

  • создать понимающую и поддерживающую среду;
  • обеспечить индивидуальный подход;
  • регулярно вовлекать ребенка в групповые занятия;
  • расширять кругозор ребенка методом посещения разных культурных мероприятий.

Крайне важно поддерживать непрерывность социализации ребенка. Адаптации следует уделять внимание и в образовательных учреждениях, и в домашних условиях.

Заключение

Социальная адаптация проводится с учетом физических, психических и умственных особенностей, а также потребностей ребенка с ОВЗ. Комплексный подход и работа в этом направлении помогут в будущем ему жить максимально полноценной жизнью, иметь друзей, работу, быть самостоятельным в быту и т.д.

Пожалуйста, подтвердите, что вы человек