Время прочтения ~ 8 минут
Изоляция ребенка с ограниченными возможностями здоровья недопустима, т.к. это приведет к тому, что он не сможет вести нормальную взрослую жизнь. Дети с ОВЗ могут посещать инклюзивные группы в детских садах, разные кружки и курсы, учиться по индивидуальному плану в общеобразовательных школах, а также в ВУЗах. При правильной социализации ребенок с ОВЗ может без ограничений общаться со здоровыми сверстниками, выстраивать нормальные отношения, реализовать свой творческий потенциал.
В норме дети с раннего возраста сначала учатся взаимодействовать с членами семьи, а затем и с посторонними людьми. Навыки коммуникации не являются врожденными, т.к. по мере взросления ребенок должен понять, как эффективно общаться, приобрести опыт дружбы со сверстниками, работы в команде и т.д. Общение – важное условие гармоничного психического и психологического развития.
Дети с нарушением слуха, зрения, работы опорно-двигательного аппарата, задержкой психического или умственного развития часто с раннего возраста имеют проблемы с социализацией, а также с получением образования. Это связано с недостаточно адаптированной средой и отсутствием условий на детских площадках, образовательных учреждениях.
Кроме того, родители часто стараются оградить своего ребенка, имеющего проблемы со здоровьем, от общения со сверстниками, которые могут быть жестоки, особенно в подростковом возрасте. Такой подход ошибочен и приводит к тому, что дети по мере взросления все острее начинают чувствовать одиночество, акцентировать внимание на имеющихся у них особенностях здоровья. Пошаговая социализация ребенка с ОВЗ способствует:
В процессе общения дети получают опыт разрешения конфликтных ситуаций и учатся отстаивать свою точку зрения. Кроме того, социализация необходима для появления новых интересов, в т.ч. творческих. Дети делятся своими знаниями, опытом, переживаниями, информацией. Благодаря этому, общаясь, ребенок с ОВЗ может заинтересоваться новой для себя сферой знаний.
При помощи правильно выстроенной работы по социальной адаптации дети с ОВЗ учатся принимать и жить со своими особенностями, не отождествляя себя с имеющимися проблемами, приобретают опыт общения со здоровыми сверстниками, а также навыки, необходимые для нормальной, максимально самостоятельной жизни в социуме.
Социальная адаптация не ограничивается исключительно общением с взрослыми и сверстниками. Это комплексная работа, которая требует привлечения разных специалистов. Так, психолог поможет преодолеть внутренние противоречия, вызывающие трудности в общении, а также избавиться от страхов, сомнений, чувства неполноценности, подскажет пути разрешения конфликтных ситуаций и налаживания контактов. Дефектолог поможет сгладить имеющиеся недостатки, вызванные проблемами со здоровьем. С логопедом можно проработать произношение слов, улучшить качество речи.
Главной задачей социальной адаптации выступает создание условий для гармоничного развития ребенка с ОВЗ, а также приобретения им субъектности. В результате взрослый человек, имеющий физические, психические и умственные особенности, которые не могут быть скорректированы, должен уметь выполнять все базовые социальные функции и действия, не прилагая для этого значимых усилий.
Процесс социальной адаптации достаточно сложен и включает ряд уровней, которые ребенок с ОВЗ должен пройти, чтобы приобрести навыки общения, самообслуживания и взаимодействия с социумом. Основными считаются следующие уровни:
Социальная адаптация детей с ОВЗ предполагает решение задач для нивелирования имеющихся особенностей и недостатков, возникших из-за проблем со здоровьем, для достижения успеха в коммуникации, освоении учебного материала, а также профессиональных навыков. Требуется комплексная и непрерывная работа для достижения нужного результата. Все задачи адаптации можно разделить на:
В рамках решения естественно-культурных задач проходит знакомство детей с ОВЗ со строением организма здорового человека, а также имеющимися ограничениями. Это крайне важно, т.к. часто ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, ошибочно полагает, что сверстники и взрослые не могут уставать, не нуждаются в поддержке, понимании и т.д.
Кроме того, ребенку требуется создание условий для физического развития и улучшения координации движений при необходимости за счет двигательной и силовой активности. В рамках решения естественно-культурных задач усилия педагогов и родителей должны быть направлены на выработку привычек, связанных с самообслуживанием, соблюдением режима отдыха и работы, поддержания здоровья.
В рамках решения социокультурных задач у ребенка формируется мотивация к учебной и познавательной деятельности. Усилия направляются на развитие внимания, памяти, речи, логического мышления. При решении социально-культурных задач ребенка приучают к правильной оценке его способностей и умений. В детях с ОВЗ воспитывается чувство уверенности в их возможностях. Кроме того, ребенку должна быть оказана помощь в освоении теоретических знаний.
В рамках решения ценностно-смысловых задач у детей формируется толерантное отношение к другим людям, а также оказывается помощь в поиске смысловых ориентиров и выработки адекватной жизненной позиции.
В рамках решения социально-психологических задач детей обучают правильно расставлять приоритеты и решать личностно-значимые проблемы. Оказывается помощь в налаживании взаимоотношений в коллективе ровесников, самосознании, самоутверждении, а также формировании здоровой самооценки и уважения к себе.
Образование и реабилитация детей с ОВЗ должна быть непрерывной и комплексной. Методы и подходы адаптации подбираются с учетом имеющихся у ребенка особенностей здоровья. Используют сочетание таких методов адаптации, как:
Главная роль отводится инклюзивному образованию. Используются особые методики обучения, задействуется специальное оборудование и удобные учебные помещения. В рамках социальной адаптации дети с ОВЗ во время обучения общаются и взаимодействуют со здоровыми.
Предметно-практическая деятельность предполагает знакомство с разными предметами и материалами, а также выработку навыков продуктивной деятельности и работы в команде. Трудовая активность способствует приобретению навыков, которые помогут ребенку стать более самостоятельным в быту.
Для развития творческого потенциала рекомендовано занятие изобразительно-прикладными видами искусства, игры в коллективе, участие в разных кружках, в т.ч. танцевальных, театральных и т.д. Даже если у ребенка есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, ему необходимо участие в спортивной активности. Она способствует физическому развитию ребенка и появлению уверенности в своих силах.
Чтобы эффективно социализировать ребенка с ОВЗ, необходимо:
Крайне важно поддерживать непрерывность социализации ребенка. Адаптации следует уделять внимание и в образовательных учреждениях, и в домашних условиях.
Социальная адаптация проводится с учетом физических, психических и умственных особенностей, а также потребностей ребенка с ОВЗ. Комплексный подход и работа в этом направлении помогут в будущем ему жить максимально полноценной жизнью, иметь друзей, работу, быть самостоятельным в быту и т.д.
Шагаев Александр Александрович,
Директор
Вы можете связаться с нами по адресу нашей электронной почты:
Наш адрес:
Уфимское ш., 33/4, Уфа, Респ. Башкортостан, 450104